Проза Алексея Ивановича Чечулина

Всегда найдут своего читателя

Книги, написанные Алексеем Чечулиным в прозе, входят в золотой фонд уральской литературы.

В начале восьмидесятых годов прошлого века, в преддверии  очередной знаменательной даты, к Алексею Чечулину обратились руководители Асбестовского горисполкома с пожеланием написать песню о родном городе. Алексей перевыполнил заказ. Из-под его пера вышли две песни: «Город горного льна» и «Городу Асбесту». В последней нарицательной стала фраза «В этом городе однажды мне с рожденьем повезло».

Алексей пригласил меня на встречу с городским композитором Ларисой Табачник, которая должна была написать музыку. Союз этих двух людей оказался удачным. Обе песни пели не только на праздничных торжествах, они до сих пор пользуются популярностью у горожан.

Этот эпизод, — как позже признавался мне Алексей Иванович, — стал одним из толчков, подвигших его написать книгу о городе Асбесте.

К тому времени у Алексея Чечулина был опыт создания художественных произведений не только в стихах. В газете «Асбестовский рабочий» он отметился целым циклом ярких очерков о лучших людях города. Они оказались настолько примечательными, что одна из журналисток «Асбестовского рабочего» свою дипломную работу посвятила использованию выразительных литературных средств при написании очерковых материалов. И за основу взяла произведения Алексея Ивановича.

А в 1980 году в Среде-Уральском книжном издательстве вышла книга «Огни Рефта», посвященная энергетикам Рефтинской ГРЭС. Ее литературную запись сделал Алексей Чечулин. Чтобы было понятно, о чем идет речь, скажем, хотя в оглавлении в конце книги указаны шесть авторов, на деле  ее написал один человек – Алексей Иванович. Один из экземпляров книги он подарил мне, в тот момент еще начинающему журналисту, с шутливым пожеланием «учись и слушайся автора сих строк».

Книга «Асбест» вышла в 1985 году. Но предшествовала ей огромная исследовательская работа в течение нескольких лет.

В тот момент на Среднем Урале издавалась целая серия «Города нашего края», в которой рассказывалось о малых уральских городах. До Алексея книги, выходившие в этой серии «в свет», чем-то напоминали друг друга. В хронологическом порядке в них как правило описывалась судьба того или иного населенного пункта.

Задумав рассказать о своей малой Родине, Алексей как-то признался мне: «Я создам произведение совсем иного плана». И слово свое сдержал. Рассказ о городе Асбесте изложен в оригинальной манере, не похожий ни на одно из произведений на эту тему, что публиковались ранее.

Повествование о городе ведется и из Москвы и из Крыма, автор нашел связь с городом и в известных ленинских письмах, написанных вождем пролетариата, и в действиях известного американского предпринимателя Арманда Хаммера, чьими карандашами вскоре после революции долго пользовались жители всей нашей страны. Оказывается, тот намеревался взять асбестовые прииски в концессию.

Алексей Иванович показал великолепное и разностороннее знание разных сторон городской жизни, о которых вел свое повествование. Вместе с тем книга оказалась во многом автобиографичной и вызывающей доверие у читателей. Они чувствовали, что написавший ее человек близок им по духу.Книга о городе, стала, пожалуй, его главным литературном трудом в прозе.

Так что и опыт произведений в прозе, и желания рассказать читателям о малой Родине у него были. И когда в 1986 году он решил полностью посвятить себя литературной деятельности, то для создания художественных произведений появилось еще и время.

И Алексей Чечулин сразу берется за материал о земляке – интересном художнике-графике Николае Аввакумове. Николай Михайлович многие годы работал в газете «Комсомольская правда», воевал в Великую Отечественную войну. Его графические работы представлены в ведущих музеях страны. Музей его памяти был создан и в городе Асбесте. Но по-настоящему прославил имя художника-графика Алексей Чечулин.

В 1988 году в серии «Наши земляки» Средне-Уральское книжное издательство публикует документально-художественную повесть в письмах, воспоминаниях, раздумьях, стихах и рисунках «Н. Аввакумов».

Книга стала новым словом в уральской  документалистике. Алексей Иванович проявил себя как замечательный исследователь и краевед. В интересном художественном стиле он рассказал о своем известном земляке, нашел и художественно обработал малоизвестные до него факты из жизни Николая Аввакумова.

После выхода книги об Асбесте его популярность среди жителей этого города стала огромной. Алексей Чечулин руководит  городским обществом любителей поэтического слова, регулярно встречается с читателями. На одной из таких встреч он поделился своими замыслами написать повесть о французских владельцах дореволюционных предприятий, составлявших богатство этого края. Спешно покидая страну, они оставили здесь несметные сокровища. И вот в наши дни нашлись энтузиасты-подростки, готовые отыскать эти богатства.

— И что же эти сокровища? – спросил кто-то из присутствующих. Алексей Иванович хитро улыбнулся.

— Их все-таки нашли, но они оказались уже в недоступном для людей месте. Посмотрим — то ли их затопило в водохранилище, то ли завалило в шахте.

Позже этот замысел реализовался в приключенческую повесть «Самоцветы для Парижа» — новый жанр в творчестве Алексея Ивановича. Но для него не существовало трудностей «первого раза». Повесть получилась остросюжетной, ею зачитывались дети, и взрослые тоже.

Отметился Алексей Чечулин и еще одной многостраничной публикацией на производственную тематику. В соавторстве с тогдашним генеральным директором ОАО «Ураласбест» Виктором Степановым он написал книгу «Грани перестройки», рассказывающую о коллективе горно-обогатительного комбината, благодаря работе которого появился сам город Асбест. А в ней своим добротным образным языком повествовал как о конкретных людях,   семейных династиях, прославивших родной  край, так и о трудовых достижениях всего градообразующего предприятия.

Книги, написанные в прозе, вроде бы могли считаться для маститого писателя, на втором плане, а на первом —  поэзия. Но это не так. Алексею Чечулину удалось создать яркие произведения: значимые, актуальные, которые еще долгие десятилетия будут находить своего читателя.

Василий Синявский